ОАО «Метафракс»: долгосрочные отношения на российском рынке дают свои результаты
В условиях ужесточившейся конкуренции на химическом рынке, падения спроса на продукцию и увеличения тарифов на перевозку российские химики переориентируются на внутренний рынок и готовят предложения по введению спецтарифов РЖД.
О том, как справляется с вызовами дня сегодняшнего лидер российского рынка метанола - ОАО «Метафракс» - в интервью с председателем Совета директоров компании Арменом Гарсляном.
- Армен Гайосович, в I квартале 2009 г. объем производства упал практически у всех химпроизводств России. На «Метафраксе» объем производства метанола снизилось за это время на 40%, КФК - на 12%, производство формалина - практически в два раза. Чем вы объясняете это снижение?
- Мы эту ситуацию прогнозировали и были к ней готовы, насколько это возможно. Мы постоянно обмениваемся информацией с нашими зарубежными партнерами, потребители начали «сворачивать» производства, снижать мощности либо останавливаться на долгосрочные ремонты уже в конце 2008 года. Поэтому мы готовились к худшему. И кризисные решения себя оправдывают. В любом случае конечный потребитель «Метафракса» - это строительная индустрия, производство ДВП, ДСП, фанеры, кабеля, красок, теплоизоляции - все это очень сократилось, рынок сузился, мировой спрос на стройматериалы упал.
- Если искать альтернативные рынки и сферы применения продукции?
- У нас очень широкий рынок применения продукции, но кризисные явления так или иначе затронули все рыночные сегменты. Метанол используется при производстве шин, автокрасок, МТБЭ. Соответственно, встал автопром, это отразилось и на нас.
Есть абсолютно новая сфера применения метанола - в качестве топливного элемента, есть новые разработки по использованию формалина. И мы предполагаем, что рано или поздно это должно получить свой экономический эффект.
-Как вы прогнозируете дальнейшее развитие химического рынка?
- Без потерь этот период не пройдет никто, но выживет тот, кто тщательно просчитывал бизнес. И мы этим занимались, усовершенствуя экономические процессы, вводили безотходное, энергосберегающее и экологичное производство.
Основное наше внимание - на увеличении внутренней переработки метанола, как минимум до 40%, и на снижении себестоимости путем модернизации и внедрения новых технологий.
Реализация стратегических программ развития предприятия в последние 7-8 лет дала нам задел прочности для того, чтобы адаптировать к новым рыночным условиям.
Той цены, которая была, уже не будет. Если еще в 2008 году метанол стоил более 400 евро за тонну, то, по нашим подсчетам, посткризисная его цена не превысит 200-250 евро.
Но рынок со временем выровняется, строительство все равно продолжится, население планеты увеличивается. Метанол найдет еще более широкое применение и потребление.
- Каковы прогнозы на вторую половину 2009 года?
-Цена должна подняться по логике вещей, поскольку увеличится себестоимость, будут повышены тарифы и цены на природный газ. В третьем квартале мы прогнозируем рост рынка - порядка 20%.
- Объем экспорта ОАО «Метафракс» снизился с 42% в 2008 г. до 22% в I квартале 2009-го. С чем это связано? С падением спроса на экспорте, тарифами на перевозку?
- Наш основной экспортный продукт - метанол. Крупные мировые потребители остановили производства, соответственно мы переориентировались на российский рынок и увеличили рыночную нишу, имея по России хорошую себестоимость. Сейчас мы пожинаем плоды долгосрочных выстроенных отношений на российском рынке. Какими бы привлекательными не были мировые цены, мы всегда удерживали определенный сегмент внутреннего рынка. И это сейчас нам очень помогло. В I квартале 2009 г. доля «Метафракса» на российском рынке метанола увеличилась до 42%, формалина - до 74%, уротропина - до 89%, КФК - до 61%.
На сегодня внешний уровень цен низок. То, что мы отгружаем - это обязательные контракты. Плюс очень солидную долю в себестоимости занимает транспортировка. В итоге сегодня экспорт нашей продукции на грани убыточности.
- Чтобы решить эту проблему «Метафракс» обращался в Федеральную службу по тарифам с предложением установить специальный тариф на перевозку своей продукции железнодорожным транспортом. К этому обращению примкнули и другие производители метанола. В какой стадии находится это решение?
- Мы в этом направлении провели колоссальную работу. К вопросу подключены Губернатор и Правительство Пермского края, депутаты Госдумы и сенаторы, «Росхимпрофсоюз». Мы по-прежнему надеемся, что наш голос будет услышан. Перед нами ставят условие - если будет снижен тариф, «Метафракс» должен жестко выполнять условия по объемам отгрузок на экспорт. Мы со своей стороны такие гарантии подтвердили письменно. Но это не решение одного дня. Работа с ФСТ и РЖД продолжается.
- Как складывается ситуация с разработкой проекта строительства крупнотоннажного агрегата по производству карбамида и аммиака? Кризис отсрочил его исполнение?
- Мы не отказываемся от этого проекта, но на данный момент он не в активной инвестиционной фазе. Задача изучения вопроса о строительстве производства карбамида и аммиака по-прежнему актуальна для наших акционеров. Сейчас мы ведем переговоры с партнерами по этому проекту, плюс готовится технико-экономическое обоснование. Поставки карбамида не особо снизились, он используется для производства КФК и потребляется нашим совместным предприятием ЗАО «Метадинеа».
- С чем связано возобновление работы производств пентаэритрита и уротропина?
- В первую очередь, эти продукты имеют сезонный спрос, т.е. лето характеризуется традиционно высоким спросом. Сегодня склады пентаэритрита и уротропина практически пусты, поэтому принято решения возобновить работу этих агрегатов. Мы подстраиваемся под рынок, сегодня нельзя иначе. Будем надеяться, что повышение спроса связано не только с сезонностью.
- Как вы прогнозируете дальнейшее развитие ситуации?
- Самое главное, что у нас есть «запас хода», есть потенциал, который позволит нам жить в ближайшие два года даже при существующей конъюнктуре рынка. И, я думаю, этот финансово-экономический кризис даст свою положительную формулу. Кластер «случайных людей» уйдет из бизнеса. Останутся высококлассные управленцы и реальное производство.
Чтобы выстоять в этой ситуации, надо изменить свою психологию восприятия. Из мелочей складывается основа. Поэтому надо очень тщательно считать и взвешивать. Сегодняшнее время не прощает ошибок. И все-таки лучше сохранять бизнес, чем строить новый.