pattern1 Created with Sketch.
13.12.2023

Работа с рисками

Работа с рисками

Внимание к профессиональному развитию и карьерному продвижению молодых специалистов - одна из составляющих социальной политики «Метафракс Групп», нацеленной на устойчивое развитие. Немало молодых сотрудников уже добились серьёзных успехов, работая в холдинге. Сегодня мы поговорили с Андреем Дороховым, менеджером по стратегии департамента стратегии и развития о том, почему он выбрал местом работы реальное производство и как расширились его задачи за время работы в группе компаний.

Давайте начнем сначала. Как Вы попали в химическую отрасль?

В университете я изучал экономику, финансы, корпоративные финансы, что давало возможности для работы практически в любой сфере. В целом мне хотелось работать в реальном секторе, в промышленных компаниях, где можно увидеть физически производимые продукты. Но в какой конкретно отрасли хочу работать – не задумывался. В какой-то момент мой друг, который работал в «Метафраксе», позвал меня в отдел стратегии «Метадинеа» в начале его формирования. Это было летом 2019 года.

Вы на тот момент работали или учились?

Учился. Это моё первое полноценное место работы.

Прямо сразу «с корабля на бал», получается.

Да, я пришел стажером в отдел. И за четыре года прошел путь до менеджера.

Помогло ли Ваше экономическое образование в работе здесь?

Скорее, да. Во-первых, экономическое образование помогает структурировать подход к анализу рынков, лучше понимать, как отрасли взаимосвязаны между собой, как макроэкономические драйверы влияют на потребление наших продуктов. Во-вторых, одним из направлений деятельности отдела стратегии является поиск и проработка новых продуктов, которые «Метафракс» дополнительно может производить. И в рамках этой работы мы не только оцениваем рынок, но и строим финансовые модели. Здесь мое финансовое образование также очень пригодилось.

Почему Вы в самом начале своего пути выбрали стратегию как направление деятельности? Вы же могли бы пойти напрямую по специальности.

Не могу сказать, что выбранное направление не относится к моей специальности. Экономическое образование помогает «прокачивать» мозги, формирует способ мышления, и только во вторую очередь дает конкретные знания, используемые в дальнейшем в работе. Что касается направления стратегии, меня заинтересовала возможность заниматься развитием компании, участвовать в формировании её будущего. В особенности заинтересовала работа по новым продуктам: поиск новых направлений для диверсификации, оценка рынков, анализ целесообразности создания производства. Мне показалось, что эта работа очень нестандартная. Здесь нет практически никакой рутины и постоянно узнаешь что-то новое и совершенствуешь свои знания.

А как бы Вы охарактеризовали круг своих обязанностей?

У департамента стратегии и развития есть два основных вектора деятельности. Первый связан с формированием стратегии холдинга и в большей степени нацелен на развитие текущего бизнеса. Здесь мы анализируем рынки, на которых присутствует «Метафракс Групп», смотрим конечные драйверы потребления наших продуктов и пытаемся спрогнозировать развитие этих рынков на горизонте более года. Смотрим, какие тренды есть в этих отраслях, есть ли риски спада тех или иных отраслей из-за регуляторных ограничений или появления на рынке товаров-заменителей. Исходя из этого, пытаемся спрогнозировать спрос на продукты «Метафракс Групп» на горизонте нескольких лет, оказываем поддержку в определении стратегических целей группы и методов достижения этих целей.

Второй вектор – это поиск новых продуктов, которые мог бы производить «Метафракс», направления для диверсификации бизнеса. Здесь наша работа больше связана с анализом рынков и поиском перспективных, растущих отраслей. Здесь мы работаем тесно с Инженерно-Технологическим Центром «Метафракс» в части поиска технологии производства новых продуктов. Для выполнения этих задач приходится более глубоко погружаться в химию, в производственные процессы: какое сырье необходимо, какое оборудование нужно. Исходя из всего этого, строим финансовую модель, оцениваем экономическую эффективность производства продукта.

То есть Вы занимаетесь сразу всем этим?

Да, в том числе. В первую очередь, конечно, я организовываю работу аналитиков нашего отдела, выполняю контрольную функцию, но время от времени включаюсь и непосредственно в аналитику.

Размышляя о Вашей работе, возникает большой вопрос ответственности и рисков. Вы как стратег предлагаете новые продукты и предполагаете риски. В этом случае мы говорим о больших инвестициях. Как Вы справляетесь с этим с человеческой точки зрения?

При проработке продукта мы стараемся оценить всевозможные риски и учесть их при принятии окончательного решения, готовы мы выносить проект или нет. В любой работе, связанной с прогнозированием, есть определённая доля риска. Важно максимально глубоко проанализировать и описать возможные риски, найти способы для их минимизации, чтобы быть удовлетворённым результатами своей работы.

Вы до этого упоминали выражение «горизонт» неких событий. Это же я часто слышу от Ваших коллег. Расскажите, пожалуйста, немного, что это такое и насколько он важен в Вашей работе?

Суть в том, что традиционно процесс бюджетирования ведется на следующий год. Соответственно наша роль – это попробовать заглянуть дальше. Пока мы смотрели на горизонт более трёх лет. При последнем обновлении стратегии, в связи с тем, что была большая макроэкономическая неопределённость, мы сузили горизонт. Смотреть куда-то дальше в тот момент не было смысла. Сейчас, соответственно, наш горизонт будет увеличиваться.

Выходит, за годы Вашей работы «горизонт» иногда менялся?

Поначалу мы рассматривали горизонт до трех лет. Макроэкономические факторы, которые тогда возникали, в целом можно было так или иначе предсказать, и мы могли предложить видение. В 2022 году ситуация изменилась, поэтому стратегию мы формировали на горизонте до 2024 года. Началась структурная перестройка экономики и вызванный ей спад на рынках нашей продукции. Мы не знали, где его дно и каким будет мир через несколько лет. Сейчас ситуация постепенно выравнивается.

Касаемо будущих горизонтов и трендов. Был спад рынка метанола, сейчас произошел отскок. Как Вы думаете, какой потенциал развития есть у этого продукта? Уже известно, есть тема применения в качестве топлива. Почему эта идея в принципе рабочая?

Ключевой драйвер для рынка метанола, по крайней мере в России – это стройка: смолы, ДСП, теплоизоляция, фанера. Это устойчивая отрасль, которая быстро восстановилась и продолжает расти дальше. Есть риски, что в будущем её темпы замедлятся, но в любом случае – существенного падения отрасли ожидать не стоит. В других отраслях, например, в качестве сырья для высокооктановых добавок для бензина, спад в 2022 году вообще не фиксировался. Ключевая проблема для внутреннего рынка метанола – это объемы наших клиентов, которые ранее экспортировались в Европу, как, например, фанера и каучук. Это пока не позволяет рынку полноценно восстановиться до докризисного уровня.

Что касается применения метанола как топлива, то это новая история для России. Сейчас мы прорабатываем такие варианты применения метанола, например, в качестве ж/д топлива, топлива для энергетики, судового топлива. Видим, что тема достаточно сложная, потому что необходим НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), а где-то и изменение законодательства. Но в целом мы видим значительный потенциал этого направления.

Если рассуждать, это же всё равно не бензин. Даже если законодательную базу подогнать, технологические процессы нужно будет подгонять под метанол?

Да, понятно, что для такого применения необходима новая инфраструктура. Вопрос в том, насколько это будет выгодно и эффективно. В целом, метанол – это достаточно дешевое топливо. Поэтому его применение может быть экономически целесообразно.

А с экологической точки зрения? Давайте расширим вопрос, вообще тема экологического характера влияет на ваши прогнозы?

Это на самом деле взаимосвязанные вещи. Потому что экология – всё более сильный тренд как мире, так и в России. И в какой-то момент экологические факторы могут превратиться в законодательные факторы. Безусловно, это надо учитывать. Если есть какие-то тренды в мире на ограничение применения того или иного вещества по экологическим причинам, есть риск, что через несколько лет это придет и в Россию.

Если мы вернёмся к Вашим профессиональным перспективам, как Вы видите своё дальнейшее развитие в холдинге?

Пока что хотел бы продолжить развиваться в том же направлении, где уже развиваюсь. Ну и давно уже мечтаю, что получится крупный проект реализовать.

Есть ли какой-то такой проект, который для Вас особенно важен, и Вы хотели бы видеть его реализацию скорее, чем остальных?

Одной из моих первых задач в «Метафраксе» был анализ рынка одного из продуктов для сельского хозяйства. Работа по этому проекту велась все эти годы, и я надеюсь, что он будет реализован.